- КАК МАМАЙ ПРОШЁЛ
- по чему, где
Полнейший беспорядок; разруха, опустошение.Имеется в виду, что в каком-л. месте - в доме, стране, районе и др. или в какой-л. области человеческой деятельности - в экономике, государственном строительстве, науке и др. (L) произведены крупные разрушения, серьёзно нарушен порядок, внесён хаос. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ По L-ю как Мамай прошёл. неизм. В роли грамматич. основы предлож. Порядок слов-компонентов фиксир.
[Антоновна:] Как Мамай прошёл по дому... на-те-ка, поглядите. Разбросано всё, растворено... Уйти нельзя. М. Горький, Дети солнца.И.о. командующего объединённой группировкой войск Владимир Молтенский сообщил о широкомасштабных преступлениях в ходе спецопераций: "В Серноводске и Ассиновской проводившие зачистку совершили беспредел - как Мамай прошёл, и сделали вид, что ничего не знают". Русская мысль, 2001.
Нам нужна не такая реформа, которая проводилась в экономике, - как будто Мамай прошёл по государству. Теперь то же самое хотят сделать с юриспруденцией. Известия, 2001.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к реальному историческому событию, нашедшему широкое отражение в древнерусских летописях и в произведениях древнерусской литературы ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.). Татарский темник (крупный военачальник) Мамай, провозгласивший себя ханом Золотой Орды, желая наказать русских за неповиновение и стремление освободиться от золотоордынской зависимости, предпринял карательный поход на Русь (1378 г.), разорил Нижний Новгород и Рязань, но был остановлен московским князем Дмитрием Ивановичем (позже прозванным Донским) на реке Воже. Через два года Мамай снова пришёл на русские земли и потерпел крупное поражение в знаменитой Куликовской битве (1380 г.). Походы Мамая были далеко не самыми жестокими и опустошительными из набегов золотоордынских ханов (значительно более разорительными для русских были, напр., нашествия Батыя в 1237-1238 гг. и Тохтамыша в 1382 г.). Но именно Мамай, благодаря посвящённым Куликовской битве литературным и фольклорным произведениям, стал восприниматься как обобщённый образ татарского хана. В образе фразеол. лежит существующее у русских (с древних времен бывших оседлым и аграрным народом) национальное архетипическое представление о кочевниках-тюрках как о злой, страшной, беспощадной и разрушительной силе; Мамай выступает как эталонное воплощение этой силы. автор: Д. Б. ГудковПо лесу словно Мамай прошёл: на каждом шагу - сломанные пополам вековые корабельные сосны, вывороченные с корнем берёзы. Вечерняя Казань, 1999.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.